В последнее время Китай совершил огромный рывок в обеспечении технологичности, качества и дизайна своих изделий при невысокой цене. Предприятия КНР имеют право на экспорт своих изделий лишь тогда, когда они доказали способность обеспечить серийный выпуск изделий высокого качества. Такие предприятия имеют международные сертификаты ISO 9000, и их продукция во многих случаях сертифицирована для ввоза в ЕЭС, где требования к качеству и безопасности изделий очень строги. Так что не все то плохо, что из Китая.
Надежность китайских скутеров.
Перед покупкой скутера, поинтересуйтесь, какое предприятие его произвело. Если это предприятие работает давно, сертифицировано, предлагает широкий модельный ряд и имеет официальное представительство или дистрибьютора в России - можно быть уверенным, что это не “фирма-однодневка”. В этом случае, даже принимая во внимание невысокую цену скутера, можно быть уверенным в том, что все недостатки, выявляемые в процессе эксплуатации скутера, исправляются, неисправные детали будут своевременно заменены и поставки запасных частей будут организованы на должном уровне.
К тому же Китай пошел “японским” путем. Они не “изобретали велосипед”, а покупали лицензии на скутеры, двигатели и трансмиссии у известных фирм. Многие китайские скутеры и их двигатели являются дубликатами удачных японских моделей. А старое доброе изделие трудно испортить.
Отзывы владельцев китайских скутеров, к слову, вовсе не содержат сплошной негатив. Кстати, не забывайте, что скутер, как и любая техника, требует ухода. И частота поломок больше зависит от отношения владельца к скутеру, чем от типа скутера.
Почему в Россию поставляются скутеры с 4-тактным двигателем?
Экологическая обстановка в мире, особенно в Европе и Америке заставляет правительства всех стран принимать меры по ужесточению контроля за выхлопами, шумом и иными параметрами техники, производимой или ввозимой в эти страны. По этой причине двухтактные двигатели уходят в прошлое. Только на 4-тактном двигателе возможно соответствие конкурентоспособной цены и соответствия нормам “ЕВРО”. Поэтому производители сокращают выпуск двухтактных двигателей - с ними сложнее получить сертификат соответствия, европейское одобрение, а, значит выйти на рынок развитых стран. Выпуск 2Т двигателей пока еще велик, но скутеры с таким двигателями идут, в основном, в развивающиеся страны. Сейчас есть разработки 2Т двигателей, отвечающих всем нормам экологии, но до их серийного выпуска еще далеко. Дешевыми они тоже не будут.
Принцип работы 2Т и 4Т двигателей.
Любой двигатель внутреннего сгорания имеет поршень, который через шатун крутит коленчатый вал (и в конечном итоге колеса), движимый энергией сгорания паров топлива в смеси с воздухом (горючей смеси).
В 2Т двигателе процесс наполнения цилиндра свежей горючей смесью, сжатия ее, воспламенения, рабочего хода (когда энергия сгорания с силой движет поршень вниз, вращая коленчатый вал) и выпуска выхлопных газов происходит за два такта.
* Первый такт - поршень идет вверх, сжимая топливную смесь, происходит воспламенение горючей смеси.
* Второй такт, рабочий ход - расширяющиеся газы толкают поршень вниз, когда он находится внизу, он открывает выпускные и впускные окна в стенках цилиндра, выхлопные газы выходят в глушитель, их место занимает свежая топливная смесь и повторяется первый цикл.
Все это происходит за один оборот коленчатого вала.В 4Т двигателе процесс наполнения цилиндра свежей горючей смесью, сжатия ее, воспламенения, рабочего хода и выпуска выхлопных газов происходит за четыре такта.
* Первый такт, впуск - поршень идет вниз, клапан впуска открывается, и топливная смесь поступает в цилиндр, когда поршень достигает нижнего положения, клапан впуска закрывается.
* Второй такт, сжатие - поршень идет вверх, оба клапана закрыты, топливная смесь сжимается, когда поршень находится вверху, свеча воспламеняет горючую смесь.
* Третий такт, рабочий ход (расширение) - горячие газы быстро расширяются, толкая поршень вниз (оба клапана закрыты).
* Четвертый такт, выпуск - по инерции коленвал продолжает свое вращение (для равномерности вращения на коленвале установлены грузы - щеки коленвала), поршень идет наверх, одновременно открывается выпускной клапан, и отработавшие газы выходят в выхлопную трубу, в верхнем положении поршня выпускной клапан закрывается.
Эти 4 такта происходят за два оборота коленчатого вала.
Распределение мощности в 2Т и 4Т двигателях.
2Т двигатель за два оборота коленчатого вала успевает два раза использовать энергию сгорания топлива. Многие считают, что он в два раза мощнее двигателя 4Т. Но обратите внимание, в 2Т двигателе часть цилиндра занимают впускные и выпускные окна, значит количество горючего, которое потом сгорит, меньше в объеме, чем у двигателя 4Т, где цилиндр цельный.
В двигателе 2Т из-за простоты конструкции смазка коленчатого вала производится маслом, добавленным в бензин. Масло в рабочей смеси снижает выделяемую энергию (масло горит хуже). Из-за особенностей впуска-выпуска горючей смеси и выхлопных газов в двигателе 2Т больше горючей смеси “улетает в трубу”, не сгорая.
В 4Т двигателе этот процесс за счет более сложного механизма впуска-выпуска минимален.
В результате - 2Т двигатели, действительно, в какой-то момент мощнее (но не в два раза), а более высокая мощность у них достигается в более узком рабочем диапазоне оборотов коленчатого вала (то есть на старте скутер с 2Т двигателем еле разгоняется, потом наступает так называемый “подхват”, скутер “выстреливает”, но быстро “увядает”) и для динамичной езды все время приходится поддерживать определенные обороты двигателя.
Следовательно, чем мощнее 2Т двигатель, тем уже диапазон оборотов, тоньше настройки и двигатель дороже. Насладиться в полной мере преимуществами 2Т двигателя могут лишь спортсмены (где важнее выжать все и сейчас), или обладатели бензопил и газонокосилок (которым чем проще и дешевле, тем лучше).
Даже несколько менее мощный 4Т двигатель обладает более благоприятной характеристикой чем 2Т - он “эластичен”. Сразу с начала движения, он обеспечит скутеру хорошую тягу (плавно и уверенно, без “провалов” и “подхватов” наберет скорость) и уверенный набор скорости будет доступен во всем диапазоне оборотов коленчатого вала. Недостаток мощности скажется только в верхнем рабочем диапазоне оборотов двигателя. А 2Т двигатель, как раз близко к этому режиму работы, и выдает максимальную мощность. Но долго ли прослужит техника, эксплуатируемая на пределе возможностей?
Если Вам хочется улучшить динамические характеристики Вашего скутера, можно установить комплект для увеличения рабочего объема двигателя до 70 куб.с.м. После переделки Ваш скутер не уступит 2Т модели и удовольствия от езды будет больше.
Надежность 2Т и 4Т двигателей.
В 2Т двигателе поршень, поршневые кольца и цилиндр фактически являются расходным материалом из-за особенностей конструкции (в цилиндре-то отверстия). Многие владельцы скутеров укатывают поршень 2Т двигателя за сезон, а цилиндр - за два.
В 4Т двигателе - 4-5 сезонов на одном поршне 4Т двигателя.
Из-за более качественной смазки (масло подается к ответственным частям не в смеси с бензином, а путем разбрызгивания или подачи под давлением), 4Т двигатель рассчитан на больший ресурс. Более сложный клапанный механизм впуска-выпуска газов четче работает, требует несложного и не частого обслуживания.
Экономичность 2Т и 4Т двигателей.
К примеру 50-кубовая 2Т модель с приличными характеристиками (мощность 4-5 л.с), потребляет 3.5 л бензина на 100 км. + масло, а 4Т двигатель мощностью 3 л.с. “съест” 2.2 л. бензина. Масло практически не расходуется вообще.
От расхода топлива зависит не только скорость опустошения Вашего кошелька, но и пробег на одной заправке. Так как баки у скутеров примерно одинаковые, то 6 литрового бака 4Т-скутера Вам хватит, на 100 км больше.
Кому нужен скутер ?
Скутер подойдет тем, кто будет ездить на дачу, в лес и по полям, на рыбалку, а в городе в час пик - он просто идеален. Скутер даст возможность почувствовать себя свободным.
Для подростка скутер - это игрушка, являющаяся первым шагом в освоении мира двухколесных транспортных средств и тех удовольствий, которые это сулит. Начать в любом случае лучше с надежного, экономичного и недорогого скутера, чтобы радость не омрачилась высокой ценой, частыми ремонтами или высокими расходами на бензин.